РУ БЕ EN

Защита прав детства

СЕМЕЙНОЕ НЕБЛАГОПОЛУЧИЕ И ДЕТИ

          Семья является первым воспитательным институтом, взаимосвязь с которым человек испытывает в течение всей жизни. Именно в семье зарождаются основы нравственности и морали человека, формируются нормы поведения, проявляются внутренний мир и индивидуальные качества личности. Семья способствует самоутверждению человека, стимулирует его социальную и творческую активность. Таким образом, в семье происходит первичная социализация ребенка.

          Термины «неблагополучная семья», «семейное неблагополучие» давно уже стали привычными и прочно вошли в нашу речь. Мы уже давно не задумываемся, а что, собственно, это такое? Какую семью можно назвать неблагополучной? Семью, где родители беспробудно пьют? Или ту, где родители все время работают, а ребенок целыми днями на улице? Сегодня многие специалисты утверждают, что семья, в которой мать или отец (а то и вместе) пьют, лишь немногим хуже той, где взрослые не страдают вредными привычками, кроме одной — им нет дела до собственных детей.

        Неблагополучная семья для ребенка — это не синоним асоциальной семьи. Существует великое множество семей, о которых ничего плохого не скажешь с формальной точки зрения, но, тем не менее, для данного ребенка эта семья является неблагополучной.

ТИПЫ НЕБЛАГОПОЛУЧНЫХ СЕМЕЙ

Выделяют следующие типы неблагополучных семей:

Конфликтная семья — наиболее распространенный тип (до 60%), с преобладанием конфронтационного стиля отношений. К конфликтным супружеским союзам относят такие, в которых между супругами имеются сферы, где их интересы, потребности, намерения и желания постоянно приходят в столкновение, порождая особо сильные и продолжительные отрицательные эмоции.

Аморальная семья — семья, которую характеризует забвение всяких моральных и этических норм (пьянство, драки, сквернословие, наркотизм и др.).

В конфликтной и аморальной семьях положение детей оказывается в прямой зависимости от внутрисемейных отношений, а воспитательный фактор приобретает значение производного.

Педагогически несостоятельная семья — семья с низким уровнем общей и отсутствием психолого-педагогической культуры. Для нее характерны не только ошибки и дефекты в воспитании детей, но и нежелание что-либо изменять в содержании и методах воспитания. Такая семья сознательно или невольно настраивает ребенка на игнорирование общественных норм и требований, на конфронтацию с миром.

Асоциальная семья — семья, в которой дети с ранних лет находятся в обстановке пренебрежения к общепринятым социальным и моральным нормам, воспринимают навыки отклоняющегося и делинквентного поведения.

         Семья, находящаяся в социально опасном положении – это семья, имеющая детей, где родители или законные представители несовершеннолетних не исполняют обязанности по их воспитанию, обучению и (или) содержанию и (или) отрицательно влияют на их поведение, либо жестоко обращаются с ними. Выделяются критерии и показатели социально опасного положения (согласно Положению о признании детей находящимися в социально опасном положении)

Основными критериями являются:

  1. Родителями не удовлетворяются основные жизненные потребности ребенка (детей): отсутствие у детей необходимой одежды, регулярного питания, родители не работают более трех месяцев; допускают ненадлежащее расходование пенсий, государственных пособий, выплат, назначенных на ребенка (детей); не контролируют поведение и местонахождение ребенка (детей)) и другие;
  2. Родителями не обеспечивается надзор за поведением ребенка и его образом жизни, вследствие чего ребенок совершает деяния, содержащие признаки административного правонарушения либо преступления.
  3. Родители, иные лица, участвующие в воспитании и содержании детей, ведут аморальный образ жизни, что оказывает вредное воздействие на ребенка (детей), злоупотребляют своими правами и (или) жестоко обращаются с ним (ними), в связи с чем имеет место опасность для жизни и (или) здоровья ребенка (детей).

      Анализ психолого-педагогических причин семейного неблагополучия позволяет отметить нарастание отчуждения между детьми и родителями. Это нежелательное явление в сфере внутрисемейных отношений имеет свои истоки. В современную эпоху даже в стабильных обществах увеличивается разрыв между ценностями старшего и младшего поколений, а в России, где происходят радикальные социальные перемены, эти расхождения во взглядах детей и родителей на жизнь еще более углубляются.

     Долгие годы в нашей стране теоретически и практически утверждался приоритет общественного (обеспечиваемого государством) воспитания над семейным. Поэтому многие родители считали и продолжают считать, что главная их задача — обеспечить содержание ребенка в семье, создать ему условия жизнедеятельности, а его воспитание - дело школы и других учебно-воспитательных учреждений.

      Порой  самоустранение родителей достигает гипертрофированных форм, когда они бросают своих детей на произвол судьбы или даже отказываются от них. В некоторых случаях безнадзорный ребенок просто уходит на улицу, где основной средой его обитания и группой, на которую он ориентируется в своих взглядах, оценках и поведении, становится компания сверстников с аналогичной судьбой.

     В практике социально-педагогической работы уже сложилась определенная модель деятельности с проблемными семьями.

В настоящее время социальными педагогами активно используются следующие модели помощи семье:

  • Педагогическая;
  • Социальная;
  • Психологическая;
  • Диагностическая;
  • Медицинская.

       Использование той или иной модели зависит от характера причин, вызывающих проблему детско-родительских отношений.

Педагогическая модель базируется на предположении о недостаточной педагогической компетентности родителей. Субъектом жалобы выступает ребенок. Используя данную модель, социальный педагог ориентируется не столько на индивидуальные возможности родителей, сколько на универсальные с точки зрения педагогики и психологии способы воспитания.

Социальная модель используется в тех случаях, когда семейные трудности являются результатом неблагоприятных жизненных обстоятельств. Поэтому помимо анализа жизненной ситуации необходима помощь внешних сил (пособия, разовые выплаты и т. п.).

Психологическая модель используется, когда причины трудностей ребенка лежат в области общения, в личностных особенностях членов семьи. Данная модель предполагает анализ семейной ситуации, психодиагностику личности, диагностику семейных взаимоотношений. Практическая помощь заключается в преодолении барьеров в общении и причин его нарушений.

Диагностическая модель основывается на предположении дефицита у родителей специальных знаний о ребенке или о своей семье. Объект диагностики — семья, дети и подростки с нарушениями общения.

Медицинская модель предполагает, что в основе семейных трудностей лежат болезни. Помощь заключается в проведении психотерапии (лечение больного и адаптация здоровых членов семьи к проблемам больного).

Исходя из значимости семьи и семейного воспитания, можно сделать следующие выводы:

  1. Семейное неблагополучие негативно влияет на развитие личности ребёнка, затрудняя его успешную социализацию.
  2. Социально-педагогическая работа с целью коррекции детско-родительских отношений в значительной степени может снизить напряженность в неблагополучной семье, изменить формы взаимодействия членов семьи, исключить многие психотравмирующие факторы и в целом предотвратить развитие отклонений личности ребёнка.

 

 

 

УЧРЕЖДЕНИЯ

ЗДРАВООХРАНЕНИЯ

УЗ «Гродненская областная детская клиническая больница»

ул. Островского, 22

круглосуточно

8 (0152)796228 – приемное отделение,

8(0152)796270 –  справка

 

УЗ «Гродненский областной клинический центр «Психиатрия-наркология»

ул. Обухова, д. 15

понедельник-пятница

8.30-19.00

8(0152)398344, 398362

 

Центры дружественные подросткам и молодежи

«Позитив»

ГУЗ «Детская центральная городская клиническая поликлиника г. Гродно»

8 (0152)558806

«Контакт»

ГУЗ филиал «Детская центральная городская клиническая поликлиника

г. Гродно»

8(0152)656375, 677404

 

Региональная приемная Национальной комиссии по правам ребенка

ул. М. Горького, 79

понедельник-пятница

8.30 – 13.00, 14.00 - 17.00,

запись на прием производится по телефону:

8(0152)557033

 

Гродненская областная организация Республиканского общественного объединения «Белорусское Общество Красного Креста»

ул. Ожешко, д. 1

понедельник-четверг,

8.30-17.15,

пятница  8.30-16.00

8(0152)625751

 

 

 

 

 

 

 

МИЛИЦИЯ 102

(круглосуточно)

 

Республиканский центр психологической помощи

+375(17)3001006

http://rcpp.by/

понедельник – четверг

8.30 - 17.00, пятница 8.30 - 16.15

Служба экстренной психологической помощи

г. Гродно

круглосуточно (для жителей Гродненской области)

170

skype: help170

e-mail: help170@mail.ru

 

ГУО «Гродненский областной социально-педагогический центр»

ул. М. Горького, 79

понедельник – пятница

 8.30- 17.00

8(0152)557033

 

Главное управление образования

Гродненского областного исполнительного комитета

 

Государственное учреждение образования

«Гродненский областной социально-педагогический центр»

 

 

Региональная карта помощи

Гродненской области

несовершеннолетним,

 пострадавшим от сексуального насилия или эксплуатации

 

 

 

 

УВАЖАЕМЫЕ  РОДИТЕЛИ!

 

   Сексуальное насилие – это вовлечение ребенка в сексуальные действия со взрослыми с целью получения последними удовольствия или выгоды.

   Преступления против половой неприкосновенности детей включают в себя не только половой акт, но и развратные действия.

      Если ваш ребёнок стал жертвой сексуального насилия, окажите ему необходимую помощь!    Незамедлительно  сообщите о преступлении в органы внутренних дел, позаботьтесь, чтобы ребенку была оказана профессиональная психологическая, медицинская и иная помощь.                          Психологические травмы оказывают сильное влияние на всю последующую жизнь человека, его психическое и физическое здоровье.

 

СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ЦЕНТРЫ (далее - СПЦ)

 

 

ГУО «Берестовицкий районный СПЦ»

г.п.Б.Берестовица, пл. Ратушная, 2

8 (01511)71327

 

ГУО «Волковысский районный СПЦ»

г. Волковыск, ул. Горбатова,12А

8(01512)62081

 

ГУО «Гродненский районный СПЦ»

г. Гродно, ул. Гаспадарчая, д.10,

8 (0152)681514, 557124

 

ГУО «СПЦ Ленинского района г. Гродно»

г. Гродно, ул. Врублевского,76а

8 (0152)447553, 447550

 

ГУО «СПЦ Октябрьского района г. Гродно»

г. Гродно, пр. Космонавтов, 37

8(0152)626334

 

ГУО «СПЦ г. Дятлово»

г. Дятлово, ул. Кутузова, 3

8(01563)60295, 27118

 

ГУО «Зельвенский районный СПЦ»

г.п. Зельва, ул. Пушкина, 49

8(01564)74349

 

ГУО «Ивьевский районный СПЦ»

г. Ивье, ул. Пионерская,41

8(01595)62056, 61263

 

ГУО «СПЦ Кореличского района»

аг. Полужье,

ул. Молодежная,1

8(01596)76405, 76880

 

ГУО «Лидский районный СПЦ»

г. Лида, ул. Транспортная, 4

8(0154)657950, 57948, 57942

 

ГУО «СПЦ Мостовского района»

г. Мосты, ул. Буденного, д.2А

8(01515)37816

 

ГУО «Новогрудский районный СПЦ»

г. Новогрудок, ул. Минская, д. 75Г

8(01597)60664

 

ГУО «СПЦ Островецкого района»

аг. Ворняны, ул. Интернатская, 7А

8(01591)79832, 70385

 

ГУО «СПЦ Ошмянского района»

г. Ошмяны, ул. Советская, д. 3а

8(01593)70758

 

УО «Радунский государственный СПЦ Вороновского района»

Вороновский район, г.п. Радунь,

ул. Советская, д. 108

8(01594)45432

 

ГУО «Свислочский районный СПЦ»

г. Свислочь, ул. Пролетарская,11

8(01513)71563, 71947

 

ГУО «СПЦ Слонимского района»

г. Слоним, ул. Тополевая, 33/2

8(01562)253-63

 

ГУО «Сморгонский СПЦ»

г. Сморгонь, ул. Я.Коласа, д. 17

8(01592)48338

 

ГУО «Щучинский районный СПЦ»

г. Щучин, ул. Пушкина, д.6А

8(01514)20660

 

 

 

КАК  ОПРЕДЕЛИТЬ  НЕЗНАКОМЦА

       Вот наилучшее определение незнакомца, которому вы можете научить малыша в возрасте до 5 лет: «Незнакомец – это тот, кого мы не знаем». Вы слышите, как спокойно и не тревожащее это звучит? Ваша цель – научить ребенка замечать незнакомцев. В основном обучение на этой стадии касается различия между семьей, родственниками, друзьями и незнакомцами. Позже вы научите ребенка отличать знакомых от друзей. Каждому ребенку необходимо научиться делать это, но только когда он подрастет. На данном же этапе важнее всего передать вашему дошкольнику знания о том, «кто есть кто» в его детском мире, и научить наблюдательности по отношению к окружающим людям.

ВМЕШАТЬСЯ, ЧТОБЫ ЗАЩИТИТЬ

       В возрасте 3-5 лет дети очень доверчивы. Вот почему вам необходимо активно вмешиваться и защищать их в случае необходимости от посторонних. Для малышей до пяти лет наилучшая защита – быть рядом с ним и активно устанавливать границы, которые ваш ребенок, возможно, не может еще определить сам.

          Жизнерадостные и ласковые дошколята, многие из которых ищут объятий и поцелуев неважно от кого, подвержены большому риску. Для таких детей физический контакт может быть главным способом общения. Ласковых детей необходимо подталкивать к тому, чтобы они пользовались также словами.

НАЗОВЕМ ВСЕ ЧАСТИ ТЕЛА

      В трехлетнем возрасте дети могут начать называть свои части тела и могут усвоить, какие из них интимны. Это важный навык. С дошкольного возраста мы начинаем учить их «бессознательному» языку, включающему слова наподобие интимных органов. Мы хотим, чтобы они смогли определять и называть все части своего тела не стесняясь. Это означает, что мы должны научить произносить слова, обозначающие интимные органы также спокойно, как они сказали бы «локоть», «нос». Мы сами передаем им уровень комфорта и малыши действуют под стать нам, обучаясь чувствам смущения или беззастенчивости самостоятельно.

     Все малыши должны уметь определять части своего тела по мере построения своего словаря и общего развития. Кроме того, есть еще одна причина для затрат вашей энергии на обучение малышей построению «словаря тела»: в случае домогательства ваш ребенок сумеет точно определить, какие части его тела подверглись насилию. Ребенок должен без колебаний суметь сказать родителям, что кто-то  пытался его потрогать за интимные части тела или показывал свои половые органы. Если ребенка не обучили соответствующим словам или внушили, что определенные части тела нельзя упоминать, то он может утаить случившееся и родители не смогут ему помочь.  

В чем разница между «хорошо» и «плохо»?

     Чтобы помочь детям лучше понять, кому позволено трогать их интимные органы, необходимо научить их разнице между «хорошими» и «плохими» прикосновениями и рассказать, что им надо делать, когда они не желают, чтобы их трогали. Помните, вы строите основу для того, чтобы дошколята смогли сказать «НЕТ!" недостойным прикосновениям.

     Трех-четырехлетним детям необходимо внушить, что их гениталии – интимная часть их тела. Помогите им осознать, что если они не хотят, чтобы к ним прикасались взрослые, они должны сказать им это, и даже громко крикнуть при случае. Вы наверняка сможете научить ребенка говорить: «Это нехорошо. Отпустите меня!» или «Не трогайте здесь – это мои интимные места!».

«Хорошие прикосновения»

* Обнять, когда этого хочет ребенок

* Подержаться за руки   

* Нежно обнять ребенка за плечи   

* Нежно поцеловать в щеку перед сном  

* Покачать или подержать на руках маленького ребенка

 

 

«Плохие» прикосновения

  * Объятие слишком крепкое и долгое

  * Непрошенный поцелуй

  * Щекотать ребенка после его просьбы «Перестаньте!»

 * Прикосновения взрослого к интимным местам

* Когда взрослый заставляет ребенка потрогать или поцеловать его

                                 

                       

                                        

                        

                                                                 

                                           

РЕГИОНАЛЬНАЯ КАРТА ПОМОЩИ ОКТЯБРЬСКОГО РАЙОНА Г. ГРОДНО

ПОСТРАДАВШИМ ОТ СЕКСУАЛЬНОГО НАСИЛИЯ ИЛИ ЭКСПЛУАТАЦИИ

 

Наименование

Место расположения

График работы

Номер телефона

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЗАЩИТЫ

Управление внутренних дел администрации Октябрьского района г. Гродно

г. Гродно ул. Гая, 4

Круглосуточно

102

МЕДИЦИНСКАЯ ПОМОЩЬ

Учреждения здравоохранения

-

Круглосуточно

103

ГУЗ «Городская поликлиника №3 г. Гродно»

г. Гродно, ул. Пестрака, 4

по рабочим дням с 08.00 до 13.00 и с 14.00 до 17.00

8(0152) 39-15-33

ГУЗ «Городская поликлиника №7 г. Гродно»

г. Гродно, ул. Химиков, 5

по рабочим дням с 08.00 до 13.00 и с 14.00 до 17.00

8(0152) 31-64-17

Центр, дружественный подросткам «Контакт»

г. Гродно ул. Гагарина, 18

по рабочим дням с 09.00 до 15.00

8(0152) 65-63-75

ПРЕДОСТАВЛЕНИЕ ВРЕМЕННЫХ МЕСТ ПРЕБЫВАНИЯ

 

Кризисная комната ГУ «Центр социального обслуживания населения Октябрьского района г. Гродно»

г. Гродно ул. Фомичева, 17

Круглосуточно

+375(44)4610688

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ, ПСИХИАТРИЧЕСКАЯ, ПСИХОТЕРАПЕВТИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ

ГУО «Социально-педагогический центр Октябрьского района г. Гродно»

г. Гродно пр. Космонавтов, 37

по рабочим дням с 08.30 до 13.30 и с 14.00 до 17.00

8(0152)62-63-34

ГУ «Центр социального обслуживания населения Октябрьского района г. Гродно»

г. Гродно

ул. Фомичева, 17

по рабочим дням с 08.00 до 17.00

8(0152)31-47-02

ПРАВОВАЯ И СОЦИАЛЬНАЯ ПОМОЩЬ ПОСТРАДАВШЕМУ И ЕГО ЗАКОННЫМ ПРЕДСТАВИТЕЛЯМ

Отделение комплексной поддержки в кризисной ситуации ГУ «Центр социального обслуживания населения Октябрьского района г. Гродно»

г. Гродно ул. Фомичева, 17

по рабочим дням с 08.30 до 17.00

8(0152)33-13-42 8(0152)31-47-07

         

 

поделиться в:
Просмотреть интерактивную карту

Интернет-ресурсы: