Проблема сексуального просвещения родителей и воспитания их детей остается весьма актуальной. Большинство родителей и педагогов испытывают трудности при ответах на некоторые вопросы детей. Как просвещать ребенка о сексуальных отношениях между мужчиной и женщиной? Какая информация и в каком объеме должна содержаться при этом? Отец или мать должны начинать разговор с сыном или дочерью «об этом»?
Развитие малыша от одного года до трех-четырех лет характеризует интенсивный ритм познания. Именно к трем годам наиболее часто возникают детские «что?», «где?», «почему?» и «откуда?» и другие подобные начала в вопросах. Ребенок активно познает окружающий мир и себя в нем. Растущая личность формируется в насыщенном информационном пространстве современного общества, когда экономические и культурные изменения привели к трансформации некоторых норм. Произошел отказ от прежних традиционных ценностей и рождение новой морали, отвечающей духу времени. Это вызвало изменения в сексуальном поведении людей разных возрастных категорий. Утрачен культ здорового и красивого человеческого тела, а его открытая демонстрация в средствах массовой информации понизила планку нравственности, частично превратила его в предмет купли-продажи. Не в этом ли одна из причин необычно раннего интереса детей к сексуальной стороне жизни?
Следует отметить, что на психосексуальное поведение человека влияют и внутренние факторы. Среди них – характер взаимодействия и взаимоотношений в системе «родители – дети», особенности воспитания в семье (психоаналитики); гормональный профиль и состояние нейронов в организме (биологи); жизненный опыт, приводящий к приобретению комплекса привычек и навыков. По мнению З.Фрейда, отношения с родителями служат тем эмоциональным фоном, на котором формируется определенный тип сексуального поведения.
Динамика окружающей действительности привела к тому, что современные родители все больше и больше заняты на работе, не всегда хотят и могут уделять достаточно времени своему ребенку. К тому же моральные установки и ценности прародителей не в полной мере отвечают реалиям современной жизни. В итоге ребенок начинает искать ту сферу деятельности, которая помогает восполнить дефицит родительского внимания и любви. Он открыт для восприятия потока информации, не всегда нравственного качества, но интересной для него, а порой и связанной с чем-то недоступным, а то и запретным. Доступность такой информации оказывает мощное влияние на психику, изменяет поведение детей. Поэтому главная задача родителей в контексте рассмотрения проблемы – создание «нравственной подушки безопасности» для своего ребенка. Что имеется в виду?
Прежде всего, создание в семье климата психологического комфорта, который предполагает наличие доверия, искренности, взаимопомощи в системе «родители – дети». С раннего детства необходимо формировать у наследников к прекрасному. Благодаря искусству человек эстетически овладевает внутренней первичной стихией жизни. Совместное посещение музеев, выставок, прослушивание классических музыкальных произведений, последующее обсуждение полученных впечатлений только укрепят взаимную привязанность и любовь между родителями и детьми.
Специалисты учреждений дошкольного образования должны помогать родителям в формировании «нравственной подушки безопасности» путем их просвещения, повышения психолого-педагогической культуры. Для этого важно использовать групповые и индивидуальные формы взаимодействия.
Особое значение придается групповым формам, которые носят психотерапевтический характер и имеет «эффект эмоционального возбуждения и заражения». Родителям предоставляется возможность поделиться своим опытом семейного воспитания, осознать общность возникающих проблем, получить поддержку присутствующих. Такие «лечебные факторы группы», как сплоченность, , внушение надежды, обобщение, альтруизм, предоставление информации, межличностное обучение, имитирующее поведение и др. способствуют самопознанию и саморазвитию каждого родителя, формированию адекватной позиции. Групповые формы взаимодействия помогают взрослым выбрать тот вид общения со специалистами учреждения дошкольного образования, который для них наиболее приемлем.
К групповым формам относятся родительские собрания, вечера вопросов и ответов, конференции, родительские клубы, чтения, тренинги и др.
Начать лучше всего с родительских вечеров. Основное отличие родительских вечеров от других форм работы – в непринужденной обстановке, праздничной атмосфере, возможности откровенно высказать свое мнение, спросить и дать совет, в неназидательной форме оказать помощь и поддержку тем, кто в этом нуждается. Ценность таких вечеров в том, что они предоставляют возможность оптимизировать взаимодействие в системах «воспитатель – родитель», «воспитатель – психолог», это также благотворно влияет на результаты воспитания детей и формирования детского коллектива. Все это способствует улучшению психологического климата в семьях, отношений между детьми и родителями, развивает эмпатию.
Примерная тематика вечеров может быть следующей:
- Современные родители. Какие они?
- Как уберечь ребенка от агрессивной СМИ-среды?
- Куда исчезла с городских улиц детская игра?
- Сексуальное воспитание начинается с родителей.
- Компьютер и родители: встреча на ринге.
Тематические собрания имеют особую значимость, потому что у большинства детей дошкольного возраста родители – молодые люди, не имеющие достаточного опыта воспитания. Все больше распространяется тенденция передавать ответственность за сексуальное просвещение детей специалистам: медикам, педагогам, психологам, а в семьях – матерям. Складывается интересная ситуация: согласно исследованиям, сексуальная сфера отношений для мужчин более значима, чем для женщин, но большинство мужчин считают, что «об этом» с детьми должна беседовать мама.
Возможны такие темы для родительских собраний:
- Духовно-нравственное воспитание в семье как основа сексуального воспитания детей.
- Потребность в любви и способность любить – неотъемлемые части человеческой психики.
- Сотрудничество учреждения дошкольного образования с семьей по вопросам здорового образа жизни.
- Взаимосвязь здоровьесберегающих технологий и сексуального воспитания детей дошкольного возраста.
- Роль религии в развитии сексуальной культуры.
Одна их важных форм групповой работы с родителями – конференция. Ее смысл заключается в обмене родителей воспитательным опытом, способами решения возникающих проблем, мнениями по определенным вопросам.
Предметом обсуждения на родительской конференции может стать следующий спектр вопросов:
- Национальные традиции как основа формирования семейных ценностей.
- Организация семейного досуга как социально-педагогическая проблема.
- Нравственные ценности в ситуации семейного кризиса.
- Современные тенденции семейного воспитания в Белорусии.
- Как родителям организовать сексуальное воспитание детей.
- Сексуальное воспитание и сексуальное образование: когда и как начинать?
С целью приобретения и обмена опытом по вопросам сексуального воспитания детей используются также родительские чтения. Для их организации необходимо провести опрос отцов и матерей о тех проблемах, которые интересуют в данной области. Необходимо определить книги, в которых содержатся ответы на поставленные вопросы. А родители, изучив эти книги, через определенное время собираются вместе для обсуждения прочитанного.
Тематика чтений может быть следующей:
- Современные подходы к определению семейных ценностей.
- Особенности воспитания детей в неполных семьях.
- Античные философы об этике сексуальности.
Родительские клубы – объединения по интересам. Обмен опытом, встречи со специалистами, просмотры видеоматериалов, обсуждение прочитанной литературы, неформальная обстановка позволят повысить уровень заинтересованности родителей в получении знаний по проблемам сексуального воспитания детей.
Все перечисленные формы работы с родителями помогут им расширить познания, повысить уровень психолого-педагогической культуры. Однако существует проблема применения этих знаний на практике; для этого можно использовать следующие формы работы.
Родительские тренинги – эффективны для развития психолого-педагогической культуры взрослых. Наибольшую отдачу дают тренинги с участием и отца, и матери. Содержательна также работа групп в состав молодых родителей и прародителей детей дошкольного возраста. Появляется возможность обмена мнениями по поводу воспитательных стратегий у представителей различных поколений. Такие занятия помогут сблизить отцов и детей, найти оптимальные пути развития и воспитания детей дошкольного возраста, реально оценить взаимоотношения в семье, осознать собственный авторитет и компетентность. Важно, что тренинги помогают родителям отработать навыки сообщения детям информации о сексуальной сфере человеческих отношений на практике.
В целях реализации различных форм групповой работы с родителями можно использовать следующие методы:
- Метод групповой дискуссии развивает практический опыт родителей. Им предоставляется возможность творчески подойти к решению различных ситуаций в контексте сексуального воспитания детей и выбора наиболее адекватной формы поведения. Ситуации для дискуссии предлагают сами родители.
- Игровые методы (ролевые игры, игры с элементами сказкотерапии и др.) формируют и развивают навыки конструктивного общения. Например, проигрывание реальных жизненных ситуаций позволяет родителям проанализировать особенности проявления своего поведения в ситуациях взаимодействий с ребенком при сообщении информации сексуального характера.
Индивидуальная форма работы с родителями включает консультации, беседы.
Индивидуальные консультации проводятся по просьбе родителей, инициативе воспитателя или педагога-психолога. Темы могут быть такими:
- Роль детского коллектива в жизни ребенка.
- Психологический климат в семье и его влияние на формирование личности ребенка.
- Роль матери (или отца) в формировании личности ребенка.
- Типы семейного воспитания и их влияние на формирование личности ребенка.
- Роли, навязываемые ребенку в семье, подверженной влиянию алкоголя.
- Феномен детского одиночества.
Беседы с родителями также целесообразно проводить для предупреждения семейных конфликтов в семье, связанных с сексуальным воспитанием ребенка.
Алгоритм работы специалистов учреждения дошкольного образования с родителями по рассматриваемой тематике:
- Опрос (анкетирование) с целью определения содержания и объема информации о сексуальном воспитании ребенка, а также проблем, которые при этом возникают;
- Выбор форм работы: сначала – для накопления информации и приобретения знаний, затем – для их закрепления на практике;
- Изучение результативности работы: устное мнение, письменный опрос, коллаж и др.;
- Планирование работы на следующий год.
При подготовке к проведению той или иной формы работы педагогам и специалистам важно опираться на инициативную группу родителей, которых характеризует высокий уровень готовности к осуществлению такой деятельности. Следует учитывать, что уровень мотивации к получению знаний в области сексуальных отношений и сексуального воспитания ребенка у современных родителей высок. При этом необходимо привлекать не только матерей, но и отцов. Целесообразно создать фильмотеку по вопросам сексуального воспитания детей, список специальной литературы. Все это в комплексе поможет достичь желаемых результатов в работе с родителями в контексте сексуального воспитания детей.
Литература:
Гордеюк, О. Сексуальное воспитание детей: формы работы с родителями// Пралеска – 2016. - № 01. – стр. 19.