РУ БЕ EN

АДАПТАЦИЯ

УВАЖАЕМЫЕ  РОДИТЕЛИ  ВНОВЬ  ПОСТУПАЮЩИХ  ДЕТЕЙ 

В  УЧРЕЖДЕНИЕ  ДОШКОЛЬНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ!

      

АДАПТАЦИЯ

          Итак, ваш ребенок поступает в детский сад. Это очень серьёзный и ответственный, стрессовый период в жизни и ребенка, и его родителей, и воспитателей. Как он себя будет вести? Как будет кушать? Как он будет засыпать? Будет ли болеть? Много вопросов, сомнений, надежд.

          С приходом ребенка в детский сад начинается новый этап его жизни. Раньше он был в центре внимания всей семьи, его все слушались, кормили, жалели, все время мама была рядом, защищала его от всех и всего. А теперь надо идти в чужую, неизвестную обстановку, без мамы, с чужой тетей, где много чужих детей. Все эти факторы могут стать для ребенка серьезной психологической травмой. Малыш может это воспринять как отчуждение, лишение родительской любви, внимания и защиты. Эта резкая смена условий может сопровождаться тяжелыми переживаниями: дети становятся плаксивыми, крикливыми, драчливыми - даже с воспитателями, некоторые наоборот – замкнутыми, неразговорчивыми, грустными. Теперь надо слушать чужую тетю, надо подчиняться непривычным правилам и распорядку дня, делать не то, что хочется, а то, что говорит чужая тетя. Совершенно непривычно для ребенка и представляет значительную нагрузку для его нервной системы пребывание среди 15 сверстников. Ребенок включается в достаточно сложную систему отношений с детьми, распределения игрушек и внимания воспитателей,  учета желаний разных детей. Даже уровень шума в группе может быть травмирующим фактором. Все это может отразиться на снижении речевой и игровой активности, на потере аппетита, ухудшении сна, снижению защитных сил организма, что часто приводит к заболеваниям

          Очень важно, чтобы родители в этот период относились к ребенку  внимательно и бережно, стремились помочь ему пережить этот трудный момент жизни, а не упорствовали в своих воспитательных планах, не боролись с капризами.

          Из всего сказанного можно сделать вывод: переход ребенка в другую социальную среду – адаптация – должен быть постепенным, мягким, бестравматичным; следовательно, необходимо заранее  готовить ребенка к поступлению в детский сад. Как это лучше сделать, мы поговорим чуть ниже.

 

           Сейчас поговорим, что же такое адаптацияАдаптация – это процесс вхождения человека в новую среду, приспособление к её условиям. Адаптация является активным процессом, приводящим к позитивным или негативным результатам. При анализе адаптационного периода  используются  следующие критерии: проявление эмоций в общении со взрослыми, протекание сна, питание, заболеваемость, игровая и речевая активность, снижение веса.

         Выделяется три степени тяжести адаптационного процесса:

  1. Легкая адаптация: наблюдается кратковременное, отрицательное эмоциональное состояние (особенно по утрам при прощании с родителями). К 15-20-му дню пребывания в детском саду нормализуется сон, питание, ребёнок не отказывается от контактов с детьми и взрослыми, сам идет на контакт.
  2. Адаптация средней тяжести: наблюдаются более значительные и длительные сдвиги в поведении и эмоциональном состоянии  ребенка, которые нормализуются лишь через месяц. Ребенок теряет в весе, нарушается речь, может быть  заболеваемость  до двух раз сроком не более 10 дней без осложнений.
  3. Тяжелая адаптация: значительная длительность (от 2 до 6 месяцев) и тяжесть всех критериев адаптации. Сопровождается частыми (более 3 раз сроком более 10-ти дней) заболеваниями с осложнениями, стойким нарушением поведения, в ряде случаев граничащим с неврологическими состояниями; наблюдается задержка в развитии речи, в прибавке роста и веса.

Длительность периода адаптации зависит от многих причин:

  1. От резкого контраста между обстановкой, в которой ребёнок привык быть дома и той, в которой приходится быть в детском саду. Личные привычки, отсутствие навыков самообслуживания, недостаток опыта общения с людьми, повышенная  гиперопека со стороны взрослых, заласканность  - все это осложняет период адаптации.
  2. От состояния здоровья. Ослабленный, болезненный ребенок может быть капризным, раздражительным, или наоборот, вялым, ничего не желающим. В детский сад идут дети здоровые.
  3. От особенностей высшей нервной деятельности ребенка – учитывается сила, подвижность, уравновешенность или неуравновешенность нервных процессов возбуждения и торможения . Совсем по-разному ведут себя дети-сангвиники – спокойные, веселые, бодрые, активные, общительные; дети-холерики – бурные реакции, быстрые перепады в настроении, постоянные движение и  смена игрушек, отвлекаемость; дети-флегматики – медлительные, спокойные, необщительные, играть предпочитают вдалеке от детей, на контакт сами не идут; дети-меланхолики – слабый тип нервной системы, частые отрицательные эмоции, не уверены ни в движениях, ни в играх.

Безусловно, не всегда тип нервной системы проявляется отчётливо. Даже спокойный и общительный малыш при расставании с мамой начинает плакать и проситься домой.

  1. От разницы в методах воспитания.

    Адаптационный период  может сопровождаться различными негативными поведенческими реакциями у детей. Чаще всего это проявляется в упрямстве, грубости, лени, лживости. Пик упрямства приходится как раз на 2,5 – 3 года – это яркое проявление кризиса   3-х лет. Упрямство может быть как привычной формой поведения избалованного ребёнка, так и проявлением переутомления, перевозбуждения от сильных впечатлений, формой протеста против подавления взрослыми его самостоятельности и инициативы. Что можно посоветовать родителям по поводу упрямства: будьте настойчивы . Если вы сказали «нет, это нельзя», то оставайтесь и дальше при этом мнении, не изменяйте своего решения, не позволяйте ребёнку собой манипулировать. Пробуйте отвлечь ребенка другими интересными предметами.

      Неразумное стремление родителей уберечь ребенка от простых трудовых усилий (например, при одевании), а чаще всего от нехватки терпения подождать, пока ребёнок сделает сам, родители все выполняют сами – и ребёнок со временем превращается в лентяя, неумеку, который сидит и ждет, пока за него все сделают.

 

ВЫВОД: Мы стремимся к тому, чтобы ребенок справился с трудностями привыкания к новой среде на уровне легкой адаптации, и всячески предупреждаем и не допускаем проявления тяжелой адаптации.

Интернет-ресурсы: