РУ БЕ EN

СПЕЦИАЛИСТЫ СОВЕТУЮТ

  В государственном учреждении образования "Детский сад № 31 г. Гродно" работают учителя-дефектологи:

1. В специальной группе № 5 - Берцевич Янина Станиславовна - высшее образование, первая квалификационная категория.

2. В специальной группе № 6 - Жилинская Наталья Эдуардовна - высшее образование, вторая квалификационная категория.

3. В пункте коррекционно-педагогической помощи  - Артюх Екатерина Николаевна - высшее образование, без квалификационной категории.

КОНСУЛЬТАЦИИ  ДЛЯ  РОДИТЕЛЕЙ:

Рекомендации учителя-дефектолога для родителей

Как развивается речь ребенка

Влияние стиля общения с матерью на формирование речи ребенка

 

 

       Психолог в детском саду - это прежде всего человек, разбирающийся не только в общих закономерностях и в возрастных особенностях психического развития детей, но также и в индивидуальных вариациях этих особенностей.
       Основные функции психолога в детском дошкольном учреждении связаны с охраной физического и психического здоровья детей, с созданием условий, которые способствуют их эмоциональному благополучию и обеспечивают свободное и эффективное развитие способностей каждого ребенка.

   Хотелось бы развеять распространенный «миф» о психологах в дошкольном учреждении. Большинство родителей полагают, что слово «психолог» образуется от слова «псих». Из чего далее делают совершенно неверный вывод о том, что если с их ребенком в саду работает психолог, то их сын или дочь психически ненормальные. Это не так.

   Педагог-психолог в детском саду работает с нормальными детьми и их индивидуальными особенностями, а не отклонениями.

    Существует  еще одно ошибочное мнение, что: психолог, психоневролог, невропатолог, дефектолог и нейропсихолог - это все одно и то же.
То есть врачи, которые работают с отклонениями в психике, с ее дефектами. На основании этого родители требуют от психолога невозможного. Обратите внимание на сочетание слов: педагог-психолог. В первую очередь педагог. Это сообщает мамам и папам о том, что данный специалист не врач. Психолог детского сада располагает информацией, касающейся в основном не физического, а психического состояния ребенка. Он может только предположить диагноз и направить ребенка к соответствующему специалисту. Поставить диагноз и тем более работать с ним он не может и не имеет права.

Горжусь профессией своей

За то , что душу человека согреваю,

За то, что я могу понять детей.

И детство вместе с ними проживаю.

Пусть отступают все сомненья прочь,

Уходят пусть тревога и забота.

Кусочек сердца людям отдавать,

Такая у психолога работа!

 

         


 

Если Вам  или Вашим родным,  близким людям необходима экстренная  психологическая помощь

Звоните

  • Экстренная психологическая помощь – 165
  • Телефон доверия – 170
  • Круглосуточная прямая линия сообщения о фактах семейного неблагополучия и насилия в отношении детей – 8 017 -372 73 87
  • Круглосуточная кризисная телефонная линия по проблемам семьи и детей - 8-017-247-32-32

 

РАБОТА  ПО  ПРОФИЛАКТИКЕ  СЕМЕЙНОГО  НАСИЛИЯ,     

ПО  НОРМАЛИЗАЦИИ  ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ  ОТНОШЕНИЙ

       Проблема нарушений прав, жестокого обращения с детьми (ЖОД) является актуальной на современном этапе, так как во многих случаях права детей нарушаются, В том числе родителями и педагогами. Еже­годно около полутысячи детей погибает от травм, отравлений и несча­стных случаев,  хотя, учитывая нынешнюю демографическую ситуацию в нашей республике, ценность каждого ребенка многократно возрастает. Данные,  представленные в Национальном докладе «Дети и женщины Беларуси: сегодня и завтра» (1995 г.), свидетельствуют о том, что де­тям Беларуси приходится испытывать многие трудности и лишения, характерные для стран с переходной экономикой.

           Вопросы насилия и пренебрежения интересами детей неразрывно связаны с вопросами их здоровья. Сектор здравоохранения чаще всех находится на передовой линии контактов с жертвами насилия и пользуется особым положением для оказания помощи тем, кто под­вергается риску. Если жертвы жестокого обращения не получают необходимой психологической поддержки, они часто сами становят­ся агрессивными по отношению к другим и, в конечном счете, вступа­ют в конфликт с законом.

          Здоровое начало жизни ребенка во многом зависит от образа жизни его родителей и от того, насколько успешно они выполняют родительские функции.

      Серьезную проблему представляет рост числа детей, от которых матери отказались сразу после рождения либо в первые месяцы их жизни, причем в большинстве случаев это не связано с расстройства­ми их здоровья.

      Значительную часть — 39,8 % — составляют «социальные сиро­ты», т. е. дети, которых передали под опеку государства в связи с тем, что их родители по решению суда были лишены родительских прав. Обращает на себя внимание тот факт, что среди всех причин, лежа­щих в основе лишения родительских прав, частота жестокого обра­щения с детьми за последнее десятилетие выросла почти в 36 раз.

          Нарушение принципа «здорового старта» жизни, к сожалению, приходится констатировать и по отношению к детям во вполне благополучных семьях. Об этом можно, в частности, судить по медицин­ской активности родителей, т. е. по тому, как они заботятся об укреплении физического и психического здоровья своих детей, предупреждают возможные заболевания, своевременно обращаются за медицинской помощью, насколько точно выполняют предписания врача при заболеваниях ребенка. Современные молодые родители не осознают в полной мере, насколько ответственным является их пове­дение для обеспечения здорового старта в жизни ребенка. Низкая медицинская грамотность во многих случаях граничит с пренебреже­нием к благополучию ребенка, что невозможно объяснить только не­достаточным пониманием степени родительской ответственности. Безусловно, здесь имеют значение многие социальные факторы: желанность появления ребенка; экономическое положение семьи; стрессы, физическое переутомление; поведение ребенка, не оправдывающее родительских ожиданий и др.

       Еще одна прогрессирующая опасность — детский травматизм. С 1994 г. травмы, отравления и несчастные стойко удерживают первое место среди всех причин смерти детей от 1 года до 15 лет. Это значит, что свыше полутысячи детей ежегодно гибнут, оттого что их жизнь недостаточно защищена ни в семье, ни в обществе.

        Как показывает социологическое исследование, физическое, эмоциональное, психологическое насилие стало нормой жизни практически во всех семьях, независимо от социального статуса, образования или доходов родителей. 68 % мужчин и 55 % женщин не видят ничего плохого в методах так называемой репрессивной педагогики, т. е. в побоях.

        Специалисты утверждают, что ничто так не разрушает психиче­ское здоровье детей, как насильственные методы воспитания.

         Семьи группы социального риска, а также семьи, в которых дети находятся в социально опасном положении, представляют источник  повышенной опасности для формирования личности и здоровья ре­бенка. Это основной формирующий фактор как детской преступнос­ти, так и правонарушений, совершаемых по отношению к детям.

         Таким образом, насилие — одна из основных опасностей для благополучия общества, которая вызывает озабоченность. Дети наиболее уязвимы не только потому, что не могут защищать себя физически, но и потому, что само их выживание зависит от взрослых, и они сами не способны непосредственно защищать свои права.

     Приоритетные направления работы по профилактике ЖОД, нарушений прав детей:

  • широкая информированность родителей, общества по проблеме защиты прав детей, профилактике ЖОД;
  • разработка и реализация программ поддержки семьи, ориентированных на обучение навыкам выполнения родительских обя­занностей, обеспечение здорового начала жизни;
  • объединение усилий педагогов, родителей, заинтересованных учреждений, общественности по вопросам защиты прав детей, предотвращения ЖОД;
  • ознакомление в доступной форме детей с основным законом, защищающим их права.

 

 

Литература:

Взаимодействие дошкольного учреждения и семьи: пособие для педагогов учреждений, обеспечивающих получение дошк. образования / А. А. Гуз. – 2-е изд. – Мозырь: ООО ИД «Белый Ветер», 2008. – 191 [1] с. : ил.

      Республиканский центр психологической помощи (далее — РЦПП; https://rcpp.by) был создан в апреле 2019 года в структуре УО «Белорусский государственный педагогический университет имени Максима Танка согласно приказа Министерства образования Республики Беларусь от 11 марта 2019 №155.

      Работа РЦПП ориентирована на специалистов социально-педагогической и психологической службы учреждений образования, педагогов, учащихся и их родителей, оказавшихся в кризисных и затруднительных жизненных ситуациях.

РЦПП ведёт свою деятельность в двух основных направлениях:

  1. Психологическая помощь участникам образовательного процесса в кризисных ситуациях (осуществляется на базе Центра и/или с выездом в учреждения образования в ситуациях экстренного реагирования):
  • экстренная психологическая помощь в кризисных ситуациях;
  • организация и оказание психологической помощи в посткризисных ситуациях в учреждениях образования;
  • организация психологических консультаций участников образовательного процесса в очном и онлайн форматах (в том числе телефонного консультирования, консультирования через сайт РЦПП и с использованием Jivo-чата);
  • осуществление супервизии (экспертная поддержка в ведении случая) для специалистов (учителей, педагогов-психологов, администрации) учреждений образования.
  1. Информационно-методическая и обучающая деятельность по вопросам психологической помощи участникам образовательного процесса (осуществляется на базе Центра и/или с выездом в учреждения образования):
  • разработка методических пособий, буклетов, практикумов для психологов учреждений образования, детей, родителей и учителей в интересах создания и поддержания безопасной образовательной среды;
  • организация и проведение циклов обучающих семинаров-практикумов для региональных специалистов-психологов по овладению навыками кризисного вмешательства;
  • разработка обучающих программ для педагогов-психологов;
  • проведение образовательной и просветительской деятельности, обучение педагогических работников и специалистов СППС оказанию психологической помощи субъектам образовательного процесса.

АДРЕС ЦЕНТРА:

г.Минск, ул.Чюрлёниса, 3

Наш e-mail:
rcpp@bspu.by

Время работы:
пн - чт с 8:30 до 17:30
пт до 16:15; сб, вс - вых.

 

КОНСУЛЬТАЦИИ  ДЛЯ  РОДИТЕЛЕЙ:

"Сексуальное воспитание: формы работы с родителями"

РУКОВОДИТЕЛЬ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ  ГУО "Детский сад № 31 г. Гродно"  -  БЕРШАК ЛЮСИЯ ВЛАДИСЛАВОВНА (образование высшее, высшая квалификационная категория руководителя физического воспитания)

 

ФИЗИЧЕСКОЕ  ВОСПИТАНИЕ  РЕБЕНКА  ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

      На современном этапе развития дошкольного образования переход от учебно-дисциплинарной модели к личностно-ориентированной обусловил процесс максимальной актуализации механизмов формирования личности ребенка.   

       Изучение проблемы развития личности ребенка имеет первостепенное значение как в целостном образовательном процессе, так и в практике физического воспитания. В работах многих авторов (В.Н.Шебеко, , В.Т. Кудрявцев, Я.Л.Коломинский,  Е.А.Панько и др.) показана роль физкультуры для формирования мотивационной, волевой, нравственной сфер детей, их творческого потенциала, знаний, умений, навыков, ценностей; раскрыты пути влияния педагога на становление положительных качеств личности ребенка.                                              К ним относятся:

  • Формирование мотивов двигательной деятельности. Мотивы – важная побудительная сила активности ребенка. Мотивы посещений физкультурных занятий следующие: игровые, желание быть здоровым и красивым, научиться многому, услышать похвалу.
  • Развитие творчества в  двигательной деятельности. Самостоятельное создание детьми вариантов известных движений, комбинации элементов этих движений в новые сочетания, придумывание новых способов применения предметов физкультурного инвентаря, названий к выполняемым упражнениям имеет творческий и развивающий смысл.
  • Воспитание позитивной самооценки ребенка, которая играет большую роль в стимулировании активности личности ребенка, повышает веру в свои силы, дает возможность достигнуть более высокой ступени в развитии и достижениях. Формирование позитивной самооценки происходит на основе оценки педагога, а также на основе оценки ребенком результатов собственной деятельности.

   В последние годы большое внимание уделяется изучению валеологических аспектов физического воспитания, связанных с поиском путей формирования представлений о здоровом образе жизни. Валеология и дошкольная педагогика накопили большой опыт:

  • Формирования валеологической и физической культуры ребенка как культуры здоровья, здорового образа жизни, культуры движений (Ю.Ф.Змановский, Т.Н.Доронова, Л.Г.Татарникова и др.)
  • Обеспечения основ безопасности жизнедеятельности, которое подразумевает стиль жизни, адекватное поведение в различных и неожиданных ситуациях.
  • Воспитания у детей мотивации здоровья в организации работы по успешному приобретению ими знаний, умений и навыков ЗОЖ.

     Доказано, что усвоение валеологической информации дает хороший результат при непосредственной включенности детей в двигательную деятельность:

-  на физкультурных занятиях в процессе проблемных и игровых ситуаций, ориентированных на формирование творческого отношения ребенка к миру и к себе, воспитывающих осознанное отношение к своему здоровью, умению управлять своим телом и др.;

-  при встречах с различными персонажами спортивных праздников и развлечений, обучающих детей объективной оценке положительных и отрицательных явлений нашей жизни, элементам этикета, правилам поведения в обществе, прививающих стойкие культурно-гигиенические навыки и др.;

-  в туристических походах и экскурсиях, воспитывающих привычку бережного отношения к природе и животным, положительное отношение к труду других людей;

-  в целенаправленных мероприятиях по приобщению детей и их родителей к ценностям физической культуры, традициям большого спорта и др.

     Следует отметить, что валеологическая ориентация  физического воспитания эффективна при условии координации усилий всех субъектов педагогического процесса – руководителей физического воспитания, воспитателей дошкольного образования, психологов, медицинских работников, родителей.

      По мнению многих ученых, решить задачу оптимизации здоровья и физического развития детей в условиях дошкольного учреждения позволит дифференцированное физическое воспитание. Данное направление реализуется через индивидуально-дифференцированный подход как форму организации обучения, при которой дети делятся на сравнительно одинаковые группы, основанные на сходных типичных проявлениях. В работе с детьми каждой группы педагог использует разные средства, методы и приемы обучения. Показателями дифференциации в физическом воспитании являются:

  1. Состояние здоровья;
  2. Уровень физической подготовленности.
  3. Уровень двигательной активности.
  4. Возрастно-половые особенности.
  5. Индивидуально-типологические особенности ( от типа высшей нервной деятельности).

    Индивидуально-дифференцированный  подход с учетом здоровья детей используется на практике при проведении физкультурных занятий и в процессе коррекционно-профилактической работы.

    Дифференциация с учетом уровня  физической подготовленности основана на выделении групп детей с высокими, средними и низкими показателями развития физических качеств и степени сформированности основных движений. Данный подход предполагает индивидуальный подбор методов обучения и широкое использование различных двигательных заданий, создающих условия для проявления каждым ребенком своих личных возможностей и способностей.

     Учет индивидуальных проявлений двигательной активности детей обеспечит максимальное развитие каждого ребенка, мобилизацию его активности и самостоятельности. В.А.Шишкина  отмечает, что разделение детей по степени активности (оптимально подвижных, мало- и гиперподвижных) необходима в целях оптимизации их двигательной активности и организации коррекционной работы с малоподвижными и гиперподвижными детьми.

     Учет половых различий  следует использовать при выполнении заданий для мальчиков на воспитание быстроты, силовой выносливости, выдержки, смелости, а для девочек – на формирование чувства ритма, координационных способностей, красоты движений, грации и гибкости.

      Ещё одним актуальным направлением современных научных исследований является совершенствование дошкольного образования на основе интеграции разделов образовательных программ. Под интеграцией понимается процесс или действие, направленный на достижение целостности и единства в чём-либо. Объединение различных разделов программы с физкультурными занятиями чаще всего свойственно в отношении таких предметов, как ознакомление с окружающим миром, экология, развитие речи, музыка. Наиболее распространенные варианты интегрированного физического воспитания дошкольников:

- интеграция двигательной и познавательной активности (Л.Д.Глазырина, С.В.Менькова, Н.Ю.Мищенко и др.)

- интеграция двигательного и речевого развития;

- интеграция физического и музыкального воспитания.

     Интеграция двигательной и познавательной активности предполагает активизацию умственной деятельности ребенка, его психофизиологического потенциала и индивидуальных способностей в процессе занятий физическими упражнениями (методика Л.Д.Глазыриной «Очарование», Н.Ю.Мищенко – с экологическим воспитанием).

     Интеграция двигательного и речевого развития подтверждает исследования ученых, что чем выше двигательная активность ребенка, тем лучше развита его речь (Е.П.Прописнова – сюжетно-ролевая логоритмическая гимнастика).

     Интеграция физического и музыкального воспитания основана на взаимосвязи чувства ритма с моторными реакциями ребенка. Музыкально-ритмические движения учат ребенка свободно управлять отдельными частями своего тела.

     Важно подчеркнуть, что физическое воспитание в приведенных исследованиях выполняет функцию системообразующего компонента, интегрируя при этом знания из разных разделов образовательных программ.

КОНСУЛЬТАЦИИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ:

Форма одежды детей на занятиях физкультурой

Формирование личности ребенка средствами физической культуры

Памятка по формированию у детей правильной осанки

Упражнения для профилактики плоскостопия

Музыкальный руководитель ГУО "Детский сад № 31 г. Гродно" - Корейво Инна Дмитриевна

(высшее образование, вторая квалификационная категория). 

 

ЗНАЧЕНИЕ МУЗЫКИ В ЖИЗНИ РЕБЁНКА

 

  Музыка является одним из средств художественного, нравственного и эстетического воспитания детей. Сила музыкального воздействия на человека неоспорима.

   Воспринимая музыку, ребёнок глубже чувствует и осознаёт окружающий его мир. Музыка вносит в жизнь ребёнка радостные переживания, развивает фантазию, творческие способности. Дети слушают музыку, двигаясь под неё, пляшут, играют, поют, подпевают.

Какова же роль родителей в музыкальном воспитании ребёнка?

    Вы должны привлекать ребёнка к слушанию музыки. Начинать можно с маленьких игр-попевок. Мелодии у них спокойные или плясовые, которые доступны неподготовленным в музыкальном отношении детям. Исполнять их можно во время умывания, одевания, бодрствования, кормления, прогулок.

   Чтобы воспитать интерес у ребёнка к музыке с ним нужно заниматься с самого раннего возраста. Как можно больше петь ребёнку, привлекая внимание к музыке, к подпеванию песен, движению под музыку. Ваш ребёнок уже способен узнать песню по мелодии. Мы с вами должны развивать музыкальную память, обращать внимание на композиторов, давать простейшие сведения о них. Помните, что при исполнении детьми взрослых песен они перенапрягают голосовые связки, а это плохо сказывается на развитие певческих навыков.

   Слушая с ними песню или инструментальную музыку, обратите внимание на содержание, выразительные средства музыки, характер. Если ребёнок пляшет, обратите внимание на ритмичность движений, выразительность, красоту. Хорошие результаты приносит знакомство детей с различными музыкальными инструментами, прослушивание знакомых мелодий на этих инструментах. Обязательно прослушивайте с детьми музыкальные сказки, песни, предварительно рассказав об их содержании.

   Эти приёмы не сложны и вполне доступны: результат скажется в том, что ваш ребёнок полюбит музыку и станет она для него необходимостью. Пусть дети не станут музыкантами-профессионалами, но зато обогатится их духовный мир.

  Музыка, помимо своего эстетического значения, способна оказать благотворное влияние на здоровье ребёнка. На это в своё время указывал профессор В.М.Бехтерев. И он же предупреждал о том, что нельзя безнаказанно терзать детский слух различными побрякушками и несвойственными детскому возрасту резкими звуковыми эффектами.

   Органу слуха необходима тренировка: способность правильно улавливать звуки, понимать их гармонию, которая приходит не сама собой – она воспитывается. Такой тренировке и воспитанию могут немало способствовать музыкальные игрушки.

   В возрасте от года до трёх лет детям полезны поющий волчок или органчик, механически воспроизводящие звуки – несложные музыкальные мелодии. Другие музыкальные игрушки в руках таких малышей, ещё не обладающих ни развитым музыкальным слухом, ни необходимыми навыками, обычно превращаются лишь в источник шума. А шум утомителен и вреден не только взрослым, но и самим детям.

   Ребёнок 4-5 лет способен самостоятельно извлекать певучие созвучия и простейшие мелодии из детских муз. инструментов: труб, металлофонов, роялей  и т.д. Но мало дать ему такую игрушку, надо терпеливо, не раз и не два показать, как ею пользоваться, проследить, усвоил ли он ваши уроки.

   Установлено, что из всех компонентов музыки, ребёнок раннего возраста улавливает главным образом ритм. И это не случайно. Ведь чувство ритма имеет глубокие биологические корни. Ритмично большинство функций

человеческого организма: биение сердца, дыхание, ходьба. Ритм их меняется в зависимости от физического и психического состояния.

  Есть наблюдения, позволяющие предположить, что в первые месяцы жизни, когда ребёнок особенно тесно связан с матерью, по ритму её дыхания и сердца улавливает её настроение.

   Став старше, дети реагируют на мелодию, а позднее на тембровое звучание различных муз. инструментов. Музыка не только создаёт настроение, она воздействует на работу мышц и внутренних органов. Вот почему физкультурой приятнее и легче всего заниматься под музыку.

Будет очень хорошо, если вы привьёте ребёнку любовь к пению. А для этого необходим пример взрослого. Пойте вместе с ним. Это будут очень приятные минуты, усиливающие доверие, понимание и дружбу между вами. Музыка, игры и пляски вызывают у ребёнка желание петь. Сперва он начинает подпевать «ля-ля-ля» или «траля-ля». Потом запоминает и воспроизводит несложные куплеты и наконец, в возрасте 2-3 лет – простые песенки.

   Ребёнку нужно помочь увидеть и понять прекрасное. Взрослые должны научить его видеть красоту в природе, в труде, в искусстве. Должны научить радоваться и  волноваться, слыша трель соловья, журчанье ручья, видя, как человек создаёт прекрасное своими руками, своим трудом, преображая природу и быт народа. Должны научить не оставаться равнодушным к живой природе, к хорошей картине, памятнику архитектуры, к народной песне, к музыке. Воспринимая музыку, ребёнок глубже чувствует и осознаёт окружающее. Она будит его мысли и чувства, развивает творческую фантазию, формирует художественный вкус. Но музыка действенное средство тогда, когда она осознанно воспринимается ребёнком, когда он осмысливает преданные в ней чувства, настроения.

   Семья должна помочь детям полюбить и понять хорошую музыку. Это воспитывает ребёнка нравственно, развивает у него хороший вкус. Ребёнок, умеющий видеть прекрасное, никогда не совершит плохого поступка.

  Уже с младенческих лет ребёнка нужно приобщать к музыкальной культуре. К сожаленью, многие родители считают, что забота о музыкальном воспитании правомерна по отношению  одарённых детей, проявляющих самостоятельное влечение к музыке, а если ребёнок не испытывает интереса к ней, то и приобщать его к музыке совсем не обязательно.

   Каждому родителю следует помнить, что детей невосприимчивых к музыке нет. Каждый нормальный здоровый ребёнок всегда эмоционально реагирует на неё. К тому же, главным является не само по себе обучение музыке, а воздействие музыкой на общее развитие и духовный мир ребёнка. Если даже ваш ребёнок посещает детский сад, вы не должны оставаться  в стороне от музыкального воспитания, нельзя лишать его возможности петь, плясать, слушать музыку дома. Приглядитесь, какое отношение к музыке проявляет ваш ребёнок. Ведь именно семья – главный помощник детскому саду в приобщении детей к музыкальной культуре. В семье наиболее доступным средством приобщения детей к муз. искусству является слушание музыки. Оно вызывает у ребёнка эмоциональную отзывчивость, вырабатывает худ. вкус, способствует формированию эстетических идеалов, помогает ребёнку понимать прекрасное в жизни.

    Д.Кабалевский в одном из своих докладов приводил такой пример: «Как-то приведя к учительнице музыки свою семилетнюю дочь, её мать спросила: «Стоит ли учить девочку музыке? Есть ли у неё для этого достаточно способностей?» Вместо ответа учительница задала свой вопрос: «А вы не спрашивали у преподавателя физики, истории – есть ли у вашей дочери способности к физике, истории? Ведь вас не удивляет то, что она будет изучать эти предметы, хотя возможно она не станет ни историком, ни физиком. Почему же музыкой, этим чудесным предметом, созданием человеческого гения, без которого не может прожить свою жизнь ни физик, ни историк, должны заниматься только избранные, особо одарённые дети?!»

   Музыка развивает, воспитывает, она заставляет нас смотреть на мир другими глазами. Делает нас чище, духовно богаче, культурнее, интеллигентнее.

Интернет-ресурсы: