РУ БЕ EN

Признаки сексуального насилия

       Проблема сексуального просвещения родителей и воспитания их детей остается весьма актуальной. Большинство родителей и педагогов испытывают трудности при ответах на некоторые вопросы детей. Как просвещать ребенка о сексуальных отношениях между мужчиной и женщиной? Какая информация и в каком объеме должна содержаться при этом? Отец или мать должны начинать разговор с сыном или дочерью «об этом»?

       Развитие малыша от одного года до трех-четырех лет характеризует интенсивный ритм познания. Именно к трем годам наиболее часто возникают детские «что?», «где?», «почему?» и «откуда?» и другие подобные начала в вопросах. Ребенок активно познает окружающий мир и себя в нем. Растущая личность формируется в насыщенном информационном пространстве современного общества, когда экономические и культурные изменения привели к трансформации некоторых норм. Произошел отказ от прежних традиционных ценностей и рождение новой морали, отвечающей духу времени. Это вызвало изменения в сексуальном поведении людей разных возрастных категорий. Утрачен культ здорового и красивого человеческого тела, а его открытая демонстрация в средствах массовой информации понизила планку нравственности, частично превратила его в предмет купли-продажи. Не в этом ли одна из причин необычно раннего интереса детей к сексуальной стороне жизни?

        Следует отметить, что на психосексуальное поведение человека влияют и внутренние факторы. Среди них – характер взаимодействия и взаимоотношений в системе «родители – дети», особенности воспитания в семье (психоаналитики); гормональный профиль и состояние нейронов в организме (биологи); жизненный опыт, приводящий к приобретению комплекса привычек и навыков. По мнению З.Фрейда, отношения с родителями служат тем эмоциональным фоном, на котором формируется определенный тип сексуального поведения.

        Динамика окружающей действительности привела к тому, что современные родители все больше и больше заняты на работе, не всегда хотят и могут уделять достаточно времени своему ребенку. К тому же моральные установки и ценности прародителей не в полной мере отвечают реалиям современной жизни. В итоге ребенок начинает искать ту сферу деятельности, которая помогает восполнить дефицит родительского внимания и любви. Он открыт для восприятия потока информации, не всегда нравственного качества, но интересной для него, а порой и связанной с чем-то недоступным, а то и запретным. Доступность такой информации оказывает мощное влияние на психику, изменяет поведение детей. Поэтому главная задача родителей в контексте рассмотрения проблемы – создание «нравственной подушки безопасности» для своего ребенка. Что имеется в виду?

     Прежде всего, создание в семье климата психологического комфорта, который предполагает наличие доверия, искренности, взаимопомощи в системе «родители – дети». С раннего детства необходимо формировать у наследников к прекрасному. Благодаря искусству человек эстетически овладевает внутренней первичной стихией жизни. Совместное посещение музеев, выставок, прослушивание классических музыкальных произведений, последующее обсуждение полученных впечатлений только укрепят взаимную привязанность и любовь между родителями и детьми.

         Специалисты учреждений дошкольного образования должны помогать родителям в формировании «нравственной подушки безопасности» путем их просвещения, повышения психолого-педагогической культуры. Для этого важно использовать групповые и индивидуальные формы взаимодействия.

    Особое значение придается групповым формам, которые носят психотерапевтический характер и имеет «эффект эмоционального возбуждения и заражения». Родителям предоставляется возможность поделиться своим опытом семейного воспитания, осознать общность возникающих проблем, получить поддержку присутствующих. Такие «лечебные факторы группы», как сплоченность, , внушение надежды, обобщение, альтруизм, предоставление информации, межличностное обучение, имитирующее поведение и др. способствуют самопознанию и саморазвитию каждого родителя, формированию адекватной позиции. Групповые формы взаимодействия помогают взрослым выбрать тот вид общения со специалистами учреждения дошкольного образования, который для них наиболее приемлем.

    К групповым формам относятся родительские собрания, вечера вопросов и ответов, конференции, родительские клубы, чтения, тренинги и др.

          Начать лучше всего с родительских вечеров. Основное отличие родительских вечеров от других форм работы – в непринужденной обстановке, праздничной атмосфере, возможности откровенно высказать свое мнение, спросить и дать совет, в неназидательной форме оказать помощь и поддержку тем, кто в этом нуждается. Ценность таких вечеров в том, что они предоставляют возможность оптимизировать взаимодействие в системах «воспитатель – родитель», «воспитатель – психолог», это также благотворно влияет на результаты воспитания детей и формирования детского коллектива. Все это способствует улучшению психологического климата в семьях, отношений между детьми и родителями, развивает эмпатию.

         Примерная тематика вечеров может быть следующей:

- Современные родители. Какие они?

- Как уберечь ребенка от агрессивной СМИ-среды?

- Куда исчезла с городских улиц детская игра?

- Сексуальное воспитание начинается с родителей.

- Компьютер и родители: встреча на ринге.

       Тематические собрания имеют особую значимость, потому что у большинства детей дошкольного возраста родители – молодые люди, не имеющие достаточного опыта воспитания. Все больше распространяется тенденция передавать ответственность за сексуальное просвещение детей специалистам: медикам, педагогам, психологам, а в семьях – матерям. Складывается интересная ситуация: согласно исследованиям, сексуальная сфера отношений для мужчин более значима, чем для женщин, но большинство мужчин считают, что «об этом» с детьми должна беседовать мама.

Возможны такие темы для родительских собраний:

- Духовно-нравственное воспитание в семье как основа сексуального воспитания детей.

- Потребность в любви и способность любить – неотъемлемые части человеческой психики.

- Сотрудничество учреждения дошкольного образования с семьей по вопросам здорового образа жизни.

- Взаимосвязь здоровьесберегающих технологий и сексуального воспитания детей дошкольного возраста.

- Роль религии в развитии сексуальной культуры.

      Одна их важных форм групповой работы с родителями – конференция. Ее смысл заключается в обмене родителей воспитательным опытом, способами решения возникающих проблем, мнениями по определенным вопросам.

     Предметом обсуждения на родительской конференции может стать следующий спектр вопросов:

- Национальные традиции как основа формирования семейных ценностей.

- Организация семейного досуга как социально-педагогическая проблема.

- Нравственные ценности в ситуации семейного кризиса.

- Современные тенденции семейного воспитания в Белорусии.

- Как родителям организовать сексуальное воспитание детей.

- Сексуальное воспитание и сексуальное образование: когда и как начинать?

     С целью приобретения и обмена опытом по вопросам сексуального воспитания детей используются также родительские чтения. Для их организации необходимо провести опрос отцов и матерей о тех проблемах, которые интересуют в данной области. Необходимо определить книги, в которых содержатся ответы на поставленные вопросы. А родители, изучив эти книги, через определенное время собираются вместе для обсуждения прочитанного.

Тематика чтений может быть следующей:

- Современные подходы к определению семейных ценностей.

- Особенности воспитания детей в неполных семьях.

- Античные философы об этике сексуальности.

      Родительские клубы – объединения по интересам. Обмен опытом, встречи со специалистами, просмотры видеоматериалов, обсуждение прочитанной литературы, неформальная обстановка позволят повысить уровень заинтересованности родителей в получении знаний по проблемам сексуального воспитания детей.

       Все перечисленные формы работы с родителями помогут им расширить познания, повысить уровень психолого-педагогической культуры. Однако существует проблема применения этих знаний на практике; для этого можно использовать следующие формы работы.

        Родительские тренинги – эффективны для развития психолого-педагогической культуры взрослых. Наибольшую отдачу дают тренинги с участием и отца, и матери. Содержательна также работа групп в состав молодых родителей и прародителей детей дошкольного возраста. Появляется возможность обмена мнениями по поводу воспитательных стратегий у представителей различных поколений. Такие занятия помогут сблизить отцов и детей, найти оптимальные пути развития и воспитания детей дошкольного возраста, реально оценить взаимоотношения в семье, осознать собственный авторитет и компетентность. Важно, что тренинги помогают родителям отработать навыки сообщения детям информации о сексуальной сфере человеческих отношений на практике.

В целях реализации различных форм групповой работы с родителями можно использовать следующие методы:

  1. Метод групповой дискуссии развивает практический опыт родителей. Им предоставляется возможность творчески подойти к решению различных ситуаций в контексте сексуального воспитания детей и выбора наиболее адекватной формы поведения. Ситуации для дискуссии предлагают сами родители.
  2. Игровые методы (ролевые игры, игры с элементами сказкотерапии и др.) формируют и развивают навыки конструктивного общения. Например, проигрывание реальных жизненных ситуаций позволяет родителям проанализировать особенности проявления своего поведения в ситуациях взаимодействий с ребенком при сообщении информации сексуального характера.

        Индивидуальная форма работы с родителями включает консультации, беседы.

Индивидуальные консультации проводятся по просьбе родителей, инициативе воспитателя или педагога-психолога. Темы могут быть такими:

- Роль детского коллектива в жизни ребенка.

- Психологический климат в семье и его влияние на формирование личности ребенка.

- Роль матери (или отца) в формировании личности ребенка.

- Типы семейного воспитания и их влияние на формирование личности ребенка.

- Роли, навязываемые ребенку в семье, подверженной влиянию алкоголя.

- Феномен детского одиночества.

        Беседы с родителями также целесообразно проводить для предупреждения семейных конфликтов в семье, связанных с сексуальным воспитанием ребенка.

           Алгоритм работы специалистов учреждения дошкольного образования с родителями по рассматриваемой тематике:

  1. Опрос (анкетирование) с целью определения содержания и объема информации о сексуальном воспитании ребенка, а также проблем, которые при этом возникают;
  2. Выбор форм работы: сначала – для накопления информации и приобретения знаний, затем – для их закрепления на практике;
  3. Изучение результативности работы: устное мнение, письменный опрос, коллаж и др.;
  4. Планирование работы на следующий год.

         При подготовке к проведению той или иной формы работы педагогам и специалистам важно опираться на инициативную группу родителей, которых характеризует высокий уровень готовности к осуществлению такой деятельности. Следует учитывать, что уровень мотивации к получению знаний в области сексуальных отношений и сексуального воспитания ребенка у современных родителей высок. При этом необходимо привлекать не только матерей, но и отцов. Целесообразно создать фильмотеку по вопросам сексуального воспитания детей, список специальной литературы. Все это в комплексе поможет достичь желаемых результатов в работе с родителями в контексте сексуального воспитания детей.

 

Литература:

Гордеюк, О. Сексуальное воспитание детей: формы работы с родителями// Пралеска – 2016. - № 01. – стр. 19.

ФИЗИЧЕСКИЕ И ПОВЕДЕНЧЕСКИЕ ПРИЗНАКИ СЕКСУАЛЬНОГО НАСИЛИЯ

         Показатели сексуального насилия над детьми варьируются в зависимости от возраста.

       Сексуальное насилие включает в себя целый ряд действий, не оставляющих физических следов. К этим действиям могут относиться поцелуи, энергичное ощупывание эрогенных зон, демонстрация гениталий, а также понуждение ребенка к наблюдению за половым актом, осуществляемым взрослыми.

        Если ребенок был физически вовлечен в сексуальные действия, это может привести к возникновению физических показателей сексуального насилия или нанесению ребенку травм. Наличие таких показателей или травм может быть подтверждено по результатам медицинского освидетельствования, которое должно проводиться врачом, специализирующимся на случаях сексуального насилия. У многих детей, подвергшихся сексуальному насилию, возможно выявление следующих физических признаков:

•  Травмы в области гениталий, включая синяки, порезы или разрывы, следы укусов, растяжение влагалища или прямой кишки, трещины в прямой кишке, опухание или покраснение генитальных тканей. (Причиной возникновения таких травм могут быть проникновение во влагалище или прямую кишку пальцами, пенисом или другими предметами.  Укусы и синяки могут также быть найдены на груди, ягодицах и бедрах. Травмы гениталий у детей младшего возраста могут быть результатом физического наказания за несоблюдение правил опрятности при отправлении естественных надобностей. Под воздействием таких травм дети могут «вертеться» на стульях в школе или проявлять признаки физического дискомфорта.)

•  Наличие заболеваний, передающихся половым путем, таких как генитальный герпес, гонорея, сифилис, остроконечная кондилома или хлаиидиоз, являются неопровержимыми доказательствами того, что ребенок подвергся сексуальному насилию.  Выявление у девочек и девушек монилиаза (дрожжевой инфекции) необязательно свидетельствует о том, что они подверглись сексуальному насилию. Дрожжевые инфекции могут возникать в результате приема системных антибиотиков или избыточного спринцевания. В то же время выявление дрожжевой инфекции у девочки младшего возраста требует проведения медицинского освидетельствования и дальнейшего расследования.

•  Сыпи, зуд или раны в области гениталий и заднепроходного отверстия.

  • Подозрительные пятна, кровь или семя на нижнем белье, одежде или теле ребенка.

•  Инфекционные заболевания мочевого пузыря или мочевыводящих путей (Симптомы включают в себя боль при мочеиспускании, наличие крови или гноя в моче и высокая периодичность мочеиспускания. Инфекционными заболеваниями мочевыводящих путей часто страдают сексуально активные женщины. У девочек такие инфекции выявляются крайне редко, за исключением случаев, когда они страдают заболеваниями мочевого тракта (например, девочки, болеющие расщеплением позвоночника часто страдают от инфекционных заболеваний мочевыводящих путей в результате неврологической дисфункции.) Все случаи выявления инфекционных заболеваний мочевыводящих путей у детей должны расследоваться на предмет возможного сексуального насилия.)

•  Болезненная дефекация или запоры могут свидетельствовать о проникновении в прямую кишку.

                      Поведенческие показатели сексуального насилия.
В зависимости от того, как давно имел место половой контакт, и насколько интенсивным он был, явные физические показатели сексуального насилия могут отсутствовать. Помимо физических показателей, существуют поведенческие показатели сексуального насилия.

•  Словесное заявление – когда ребенок заявляет, что он принимал участие в сексуальных действиях, или что взрослый делал с ним «плохие вещи», это всегда надо воспринимать серьезно. Если не обратить внимание на такое заявление или принизить его значимость, в будущем ребенок может не выказать желания обсуждать этот вопрос. Ребенок зачастую не может прямо заявить о том, что стал жертвой сексуального насилия, поскольку преступник угрожал ему, что это повлечет за собой серьезные последствия.  В силу этого такие заявления могут носить завуалированный характер, например: «Я не хочу идти домой» или «Я больше не люблю папу».

•  Высокий уровень осведомленности по вопросам секса и сексуальное поведение, не соответствующее возрасту ребенка – специалист должен быть осведомлен о том, что и сколько дети разного возраста должны знать о сексе, и как они должны себя вести в сексуальном плане, чтобы вовремя выявлять несоответствия.  При этом существуют некоторые поведенческие паттерны, которые зачастую свидетельствуют о нехарактерной вовлеченности в сексуальную деятельность. К ним относятся следующие:
- сексуально вызывающее поведение в отношении взрослых;
- имитация половых актов;
- злоупотребление мастурбацией (сверх того, что характерно для детей данного возраста);
- вовлечение других детей в игры с сексуальным подтекстом (за исключением игр, которые мотивируются нормальным любопытством и потребностью в визуальном и тактильном исследовании, таких как игры «в больницу» и взаимное раздевание, которые характерны для детей младшего возраста);
- создание и реализация сексуальных сценариев с привлечением игрушек или кукол (например, кукла-«ребенок» кладет лицо на пах куклы-«папы» и говорит: «Ему это нравится»; или кукла-«папа» засовывает руку под юбку куклы-«ребенка» и начинает тереть ее в области «лобка»);
- страх перед мужчинами или женщинами.

• Некоторые дети надевают на себя чрезмерно много одежды, что можно истолковать как символическую попытку спрятать или защитить свое тело. Кроме того, они могут прятать одежду, на которой остались физические следы сексуального насилия.

• У детей, подвергшихся половому насилию, зачастую присутствуют общие признаки эмоционального истощения. Следует, однако, помнить о том, что эти признаки необязательно указывают на то, что имело место сексуальное насилие.  К ним относятся следующие:
Страхи и фобии (боязнь темноты, нежелание идти в школу, на улицу, домой, страх быть оставленным в одиночестве, беспредметная тревога, боязнь конкретных людей).
Агрессивное поведение, истерики, сцены, попытки убежать из дома, стремление ввязаться в драку. 
Уход от общества, скрытность, изоляция, общее недоверие к людям. 
Общая раздражительность, подверженность приступам плача, избыточная активность, неспособность сконцентрироваться. 
Регрессия у детей младшего возраста (недержание мочи, недержание кала, сосание большого пальца, переход на «детский лепет», болезненное стремление к физической ласке).
Симптомы тревоги и депрессии.

Интернет-ресурсы: